Старых Людмила Дмитриевна: вспоминаю свою педагогическую жизнь

Путь к профессии педагога начался у меня еще в школе: я была инициативной и активной школьницей, поэтому была избрана председателем совета дружины, а позднее – секретарем комсомольской организации.

Тогда же, в школьные годы, я получила первый профессиональный документ: «Свидетельство воспитателя детского сада», что стало возможным благодаря факультативным занятиям и профориентационным курсам. Первый опыт педагогической деятельности я приобрела, работая ежегодно в летнее время в пионерских лагерях.

Студенческие годы мои прошли в городе Томске – я окончила Томский государственный университет: там я получила хорошую профессиональную подготовку. До сих пор горжусь качеством моего профессионального образования.

Педагогическую деятельность я начала в средней школе № 4 города Тюмени в 1969 году, где более 20 лет проработала учителем физики. Своим достижением на этом поприще считаю разработку авторских подходов к преподаванию физики: в 70-80 годы 20 века я серьезно относилась к развитию у детей интереса к моему предмету, активно использовала групповые и индивидуальные формы обучения, проводила смотры знаний с приглашением родительской общественности, продумывала урок как время и место целостного образования, сочетая обучение и воспитание; проводила коллоквиумы и познавательные праздники (Вечер физики, Неделя физики и др.).

Поскольку во время учительской деятельности я проявила хорошие организаторские способности, мне предложили должность организатора внеклассной и внешкольной работы, затем – должность заместителя по учебно-воспитательной работе, потом – должность директора школы №4.

В качестве организатора внеклассной работы я обеспечила активную деятельность Совета общественности, куда входили родители, придумала и открыла  много интересных детских студий и кружков, впервые был организован танцевальный ансамбль, возникло сотрудничество со Станцией юного техника: киноклубы, правовые лектории, техническое творчество детей и подростков. Также мне удалось организовать активную деятельность Комитета комсомола и Совета дружины, настоящее ученическое самоуправление; мною была организована работа: а)  клубов по интересам («Молодой юрист», «Светофор», «Глобус», занимавшийся вопросами  профориентации) с приглашением родительской общественности; б) лекторских групп по предметам; было продумано предметное оформление рекреаций, за каждой рекреацией были закреплены учителя-предметники, которые обеспечивали работу лекторских групп (результат: дети были заняты, работали на благо других детей – обучали друг друга, все это привело к развитию ученического  коллектива); я предложила и организовала модель профориентационной работы по направлениям: 1 ступень (1-2 классы) – «Наши папы, наши мамы»; 2 ступень (3-4 классы) – «Знакомимся с нашим микрорайоном»; 3 ступень (5 классы) – «Сотрудничаем с организациями города: Станцией юных техников, Станцией юннатов, Областной детской библиотекой»; 4 ступень (6-8 классы) – «Познаем ПТУ города»; 5 ступень (9 классы) – «Экскурсии на предприятия»; 6 ступень (10 классы/11 классы) – «Готовимся поступать в высшие учебные заведения (встречи, экскурсии).

Результат деятельности на этом этапе: максимальная занятость детей общественно-полезной деятельностью и собственным развитием, отсутствие правонарушений и преступлений.

В качестве заместителя по учебно-воспитательной работе мне удалось обеспечить качество аналитической деятельности, которая стала основой конструктивных диалогов на педагогических советах и на совещаниях при директоре, в результате повысилась их эффективность и, соответственно, качество обучения школьников.

В качестве директора школы считаю главными своими достижениями следующие:

во-первых, взращивание управленческих и педагогических кадров – в годы моего директорства в школу №4 пришло много молодых педагогов, все они укрепились и остались в школе, пятеро из них со временем стали хорошими управленцами: директорами и заместителями директоров;

во-вторых, организацию диалога культур: это были годы болгаро-советской дружбы, в Тюмени работала болгарская строительная группа, дети ее работников учились в нашей школе, и мы создали Музей болгаро-советской дружбы, продумали его работу, а затем обратились к изучению традиций других народов, начали проводить фестивали дружбы народов.

Следующим этапом моей профессиональной деятельности является работа в районном отделе народного образования Ленинского района  города Тюмени, а затем – в городском отделе народного образования.

В этот период моей работы я сосредоточила внимание на системном подходе к управленческой деятельности и выход на результат, далее – анализ результатов, выявление недостатков и их исправление, то есть доведение до максимально возможного качества. На областном уровне были обобщены следующие направления моей управленческой деятельности:

а) кабинетная система в городских образовательных учреждениях (было разработано Положение о кабинетной системе по каждому учебному предмету);

б) наличие постоянного сотрудничества с магазином «Учебно-наглядных пособий» (фильмы, таблицы и т.д.), в то время это было актуально, так как обеспечивало полноценное обеспечение образовательных учреждений учебниками и пособиями, что необходимо для стабильного качества образования;

в) ежегодный смотр учебных кабинетов городской комиссией, в которую входили лучшие учителя-предметники города; по итогам смотра  школе и педагогам вручались Паспорта учебных кабинетов с конкретной оценкой укомплектованности и эстетики каждого кабинета;  управленческому сообществу предоставлялись таблицы по итогам смотра учебных кабинетов, в которых были указаны все школы и оценка за содержание, оформление, укомплектованность кабинетов по каждому предмету (эти таблицы позволяли видеть уровень работы каждой школы и каждого методического объединения над обеспечением условий для качества образования); по итогам смотра издавался приказ городского отдела народного образования;

г) развитие коррекционного образования в городе Тюмени и развитие системы продленных групп в школах города; в отношении коррекционного образования: открывались коррекционные классы, детям с ограниченными возможностями здоровья предоставлялись особые условия для получения образования – это было начало развития инклюзивного образования в городе и регионе;

д) организация ответственной работы школ по сохранению контингента обучающихся, для чего серьезное внимание обращалось на детальный прием отчетов заместителей директоров по поводу отсева учеников, по каждому факту проводилось обязательное собеседование, во время которого анализировалась работа каждого образовательного учреждения в данном направлении; велась кропотливая работа в педагогических коллективах, в каждом классе (посещались квартиры учеников, поведение и пропуски уроков обсуждались на заседаниях классных родительских комитетов, на школьном Совете общественности, на педагогическом совете с привлечением КДН); было обеспечено тесное взаимодействие городского отдела народного образования и городской КДН; проводились родительские рейды, осуществлялся системный контроль посещаемости учениками школы и уроков; дальнейшее обучение выбывших детей дважды в год подтверждалось справками о дальнейшем обучении; по итогам работы школ в данном направлении издавался приказ;

е) серьезное  внимание обращалось на организацию внутришкольного контроля: проводились системно (один раз в месяц) обучающие семинары с разными категориями управленцев (с директорами, заместителями директоров по учебно-воспитательной работе, с организаторами внеклассной и внешкольной работы, со старшими пионерскими вожатыми), особо внимательно мы относились к обучению начинающих директоров школ;  я в системе выступала на корпоративных (тогда аппаратных) совещаниях с руководителями школ, все выступления основывались на аналитических данных по основным вопросам управления, по результатам аналитических данных издавался приказ; чему мы учили школьных администраторов: а) как проводить анализ работы школы за год; б) как эффективно спланировать работу школы на год; в) как эффективно распределить обязанности в административной команде; г) как работать  с учебным планом и программами; д) как анализировать расписание занятий; е) как анализировать уроки, внеклассные мероприятия.

Результатом всех моих управленческих инициатив и работы всей городской управленческой команды стал рост качества образования в школах города.

Сегодня, вглядываясь в этапы своего педагогического и управленческого пути, могу сказать, что правильно выбрала свое  профессиональное направление: работала с большим удовольствием и с искренней ответственностью, видела достойные  результаты своей деятельности. Мои успехи – результат постоянного саморазвития, а главное – результат обучения у выдающихся наставников:  первого директора средней школы №4 Баклановой Клары Александровны, заведующего городским отделом народного образования Петелина Вадима Александровича, заведующего районным отделом народного образования Центрального района города Тюмени Христеля Артура Владимирович. Великая благодарность им и всем коллегам-педагогам и коллегам-руководителям школ, управленцам различного уровня, с которыми работала в городе Тюмени!

Автор: Старых Людмила Дмитриевна, редактор: Лидия Николаевна Русакова